Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] ВВЕДЕНИЕ[0.2] 1. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[0.3] 1.1 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[0.4] 1.2 Формы устройся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[0.5] 2.УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ[0.6] 2.1 Усыновление (удочерение) детей[0.7] 2.2 Законодательные основы усыновления иностранными гражданами[0.8] 2.3 Порядок усыновления с участием иностранного элемента[0.9] 2.4 Изменения в законодательстве по усыновлению сирот иностранными гражданами[0.10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ[0.11] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В России за последние годы активно идёт процесс формирования и реализации семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов.

В этой связи создана законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, развивается система социального обслуживания семьи и детей, растёт потенциал общественных объединений и роль средств массовой информации в укреплении семейных ценностей и традиций.

Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия.

Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия.

В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик.

Обнаружилось качественно новое явление – так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака.

Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.

Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.

) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране около 760 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс.

детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [ 25, С.3 ].

Именно поэтому сохраняет свою актуальность проблема совершенствования законодательной базы, а также создание механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях.

Теоретико-методологические основы научной исследовательской работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И. и т.д.

Целью научно-исследовательской работы является исследование правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить причины сиротства в России;

2) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) показать формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном Российском обществе;

4) выделить особенности процесса усыновления детей иностранными гражданами;

5) рассмотреть изменения в законодательстве по усыновлению российских детей иностранными гражданами.

Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования в работе стали социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенное исследование опирается на статистический метод, метод дедукции и индукции.

Источник: http://refleader.ru/polatyyfsrnajge.html

Права детей-сирот

Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Российская Федерация полностью содержит несовершеннолетних лиц, которые по стечению жизненных обстоятельств оказались в сложном положении – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Каждый из регионов определяет свой уровень соцподдержки, привилегий и денежных начислений.

Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.

Кого принято считать сиротами

Депутаты госдумы РФ приняли Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.

1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты» имеют различные определения.

Детьми-сиротами именуются жители России до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей. А к детям, оставшимся без попечения родителей, относят несовершеннолетних, чьи мать и отец:

  • неизвестны;
  • лишились возможности растить и воспитывать ребенка либо их частично отстранили от этого;
  • пропали без вести, их объявили умершими (это должно быть официально признано);
  • стали недееспособными или суд ограничил их дееспособность;
  • являются заключенными в тюремных учреждениях;
  • совершили преступное деяние и находятся в следственных изоляторах;
  • отказались их воспитывать, защищать и материально содержать.

Граждане, которые лишились единственного или обоих родителей до наступления 18 лет, могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства до того времени, пока им не исполнится 23 года.

Все воспитанники сиротских учреждений наделены следующими правами:

  • обеспечение питанием, одеждой, проживание и прохождение школьной программы;
  • развитие таланта в творчестве, спорте, науке и т. д.;
  • содействие в учебном процессе и коррекция обнаруженных отклонений.

Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты развивались всесторонне, им предоставляется право на посещение факультативов разнообразных профилей, секций во всех видах заведений, а также возможность участия в конкурсах или олимпиадах.

Льготы и пособия

Соцподдержка и преимущества для этих детей устанавливаются депутатами областных дум. Детские дома обязаны обеспечивать своих воспитанников бесплатно всем необходимым для жизни: полноценным питанием, одеждой, обувью, бельем и прочим. Сиротские учреждения также бывают федеральными, которые финансируются за счет государственного бюджета.

ВАЖНО! После выдачи аттестатов о полученном образовании дети выпускаются из учреждений, но им безвозмездно предоставляется одежда, обувь, белье, деньги в размере от 500 рублей и выше. Если сирота имеет желание, вещи можно заменить единовременной выплатой.

У каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, во время прохождения профессионального обучения есть возможность ездить на общественных видах транспорта и не платить за проезд в пункте проживания и за его пределами (пригородные маршруты).

Федеральный закон № 324-ФЗ от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи» позволяет детям-сиротам и их опекунам (при посещении адвокатов для ведения дел, которые непосредственно касаются сирот) на безвозмездной основе получать услуги юристов.

Право детей-сирот на медицинское обслуживание

Детям-сиротам гарантирована бесплатная медпомощь во всех больницах и поликлиниках, кроме частных. В нее входит:

  • оказание медицинских услуг с применением высоких технологий;
  • полное ежегодное обследование организма;
  • процедуры по оздоровлению;
  • медосмотры;
  • лечение заграницей за счет федерального финансирования.

Во внеочередном порядке для сирот предоставляются путевки в санатории, курорты и лагеря. Им обеспечена бесплатная поездка в оба конца, если билеты были куплены самостоятельно на собственные средства, то затраты компенсируются.

Право детей-сирот на трудовую деятельность

Все выпускники сиротских учреждений должны быть официально трудоустроены, для них гарантируется защита от безработицы. Обращаясь в центры занятости, они получают содействие со стороны специалистов в поиске вакантных должностей, дальнейшего трудоустройства, и, при необходимости, помощь в выдаче направления на приобретение выбранной профессии либо дополнительного профобразования.

Если сироты встали на учет в центре занятости граждан и занесены в реестр как безработные, но они получают образование по направлению от специалистов биржи труда, им выплачивается стипендия и пособие.

ВАЖНО! Если сирот увольняют в связи с ликвидацией предприятия или сокращением сотрудников, то директорат обязан оплатить им профобучение и трудоустроить.

Привилегии в сфере образования

Граждане, получившие школьные аттестаты в сиротских домах, могут подавать заявки в ПТУ, колледжи, ВУЗы и рассчитывать на бюджетные места очного обучения. Дети-сироты безвозмездно могут обучаться:

  • на курсах для абитуриентов;
  • дважды в училищах, техникумах, и один раз в ВУЗах;
  • по программе профподготовки один раз (рабочие специальности).

ВНИМАНИЕ! Если во время учебной деятельности студент становится сиротой, ему предоставляться соцподдержка и оплата за образовательные услуги со стороны бюджета.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” наделяет региональные власти обязанностью выдавать социальную стипендию и единовременную выплату каждый год на покупку учебников и канцелярских товаров. Выплата равняется трехкратному размеру начисляемой соцстипендии.

Если директора детских домов дают разрешение, их выпускники, проходящие обучение в училищах, колледжах и ВУЗах на время каникул могут приезжать в родные дома детства, бесплатно там проживать и питаться. Они также имеют возможность бесплатно совершать поездки в оба конца один раз в год.

Если дети-сироты во время учебного процесса берут академический отпуск (в случае наступления необходимости в лечении, при беременности, уходе за детьми младше 3-х лет), им предоставляют полное соцобеспечение со стороны государства и продолжают выплачивать стипендии.

Право на жилье

Правительство Российской Федерации постановило предоставлять детям-сиротам благоустроенную жилплощадь во временное пользование на 5-летний период. Если он закончился, а сирота находится в бедственном положении, то наем квартиры разрешается пролонгировать еще 1 раз на 5 лет. Процесс предоставления помещений регулируется субъектами РФ.

Чтобы получить квадратные метры, сироты должны достигнуть совершеннолетия (либо полной дееспособности до 18 лет) и подать письменное заявление по установленному образцу. Дети могут стать обладателями нового жилья после выпуска из детского дома, приобретения профессии по программам образовательных учреждений, завершения армейской службы или тюремного заключения.

Если дети-сироты имеют права собственности на объекты недвижимости, где им разрешено проживать, они также могут претендовать на жилплощадь. Невозможность нахождения в квартирах и частных домах определяется, если есть одна из нижеследующих причин:

  • на жилой территории постоянно проживают родители, которых лишили прав на воспитание этих детей и не переселенные по приговору суда (сюда же относятся тяжело болеющие люди);
  • жилплощадь не соответствует санитарным и техническим стандартам;
  • при вселении ребенка, количество квадратных метров на одного проживающего уменьшается и становится менее установленного минимума.

В соответствии с Семейным кодексом, дети-сироты, над которыми оформили опекунство/попечительство либо их усыновили, обладают такими же правами, как и родные дети. Семейный Кодекс РФ закрепляет за сиротами получение содержания от родителей.

Но если этих детей усыновляют другие люди, то они теряют свои имущественные права, гарантированные им от кровных родственников. В случае потери одного или обоих родителей до факта усыновления, сирота может законно наследовать их имущество и получать пенсию.

ВАЖНО! Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829, все денежные поступления сироты, приемные родители/опекуны должны тратить только на нужды ребенка, предварительно получив одобрение от органа опеки.

Директора детских домов обязаны сохранять на банковских счетах алименты, поступающие от родителей. По существующим правилам они могут расходовать на детей только 50% дохода от этих сумм.

Как только они покидают стены учреждения, руководство передаем им право пользования счетом с накопленными деньгами: алименты за все время жительства в доме детства + половину начисленных процентов за размещенные вклады.

Дети-сироты являются одной из самых незащищенных групп российских жителей и должны полностью содержаться на средства соответствующего субъекта РФ.

Чтобы они смогли органично вступить в социум и полноценно жить и работать, страна наделяет их преимуществами в виде бесплатных образовательных услуг, официального первоочередного трудоустройства, обеспечения путевками в санатории и лагеря, лечения и предоставления жилых помещений.

Источник – https://govcare.ru/opeka/deti-siroty

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/prava-deteisirot-5a9d024d830905aeeb83fe45

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей


Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права.

Именно поэтому забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Ключевые слова: правовое положение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, права детей, гарантии.

Правовой статус ребенка определяется нормами семейного права и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка, гарантий их реализации, установленную международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что проблемы детей-сирот в будущем всегда будут стоять перед людьми. Дети, оставшиеся без попечения родителей, существуют в любом обществе: имеет оно достаток или же не имеет, так как никто не застрахован от рисков, которые ожидают за следующим поворотом.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает круг лиц, принадлежащих к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения по одной из причин): лишение родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, родители, признанные недееспособными (ограничено дееспособными), родители, объявленные умершими и т. д. [1].

Иначе говоря, помимо той категории несовершеннолетних, которые указаны в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996, к ним еще относятся и дети, имеющие родителей.

В свою очередь п.1 статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит следующее положение о том, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [2].

В Российской Федерации по достижению определенного возраста ребенок приобретает особые права и обязанности, например, получение полной дееспособности, связано с наступлением совершеннолетия ребенка.

Однако, еще до наступления полной дееспособности, ребенок обладает частичной дееспособностью. Так, в статье 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.

1994 № 51-ФЗ, указано, что дети могут совершать сделки с согласия родителей, или иных лиц их заменяющих, и только некоторые сделки могут совершать самостоятельно [3].

Это значит, что дети имеют право наследовать имущество, но фактически осуществлять свои права они могут только при участии лиц, имеющих полную дееспособность. При этом недееспособным субъектам обладать самостоятельностью в социально-экономической жизни становится возможным при условии наличия у ребенка всех элементов правосубъектности.

Структурные элементы правового статуса детей-сирот — это их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [4].

Особенность правоспособности детей-сирот заключается в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, характерные только для них и не свойственные остальным субъектам права. Например, дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: жилищное, медицинское, трудовое обеспечение, льготы в сфере образования и т. д.

Дееспособность ребенка-сироты имеет отличительную особенность тогда, когда отсутствует законное представительство родителей, которое обычное в других отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения юридических фактов (оформление попечительства, к примеру).

Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособности граждан тем, что субъектом нарушения может выступать именно человек, имеющий статус ребенка-сироты. К примеру, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.

В Российской Федерации создана правовая основа защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности, определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, определены полномочия органов государственной власти различных уровней в этой области.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [5].

В Семейном кодексе предусмотрено, что родители обязаны содержать своих детей. Для обеспечения реализации права на алименты детей, находящихся в детских учреждениях, действует ряд нормативных документов.

Уполномоченным выявлялись факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, призванными обеспечить получение ребенком алиментов.

К примеру, при посещении КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи г. Большой Камень» выявлено, что из 16 детей, которым назначена выплата алиментов, реально получают лишь 3 несовершеннолетних.

В КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи с. Мысовой» из 29 детей, которым назначена выплата алиментов, получают лишь 5 человек [6].

Одной из главных проблем — необеспечение сохранности жилых помещений, которые закреплены за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С каждым годом количество детей, нуждающихся в жилье, увеличивалось потому, что не все смогли сохранить закрепленное за ними жилье до окончания образовательных учреждений по причине отчуждения жилья (неуплата коммунальных платежей).

Согласно Закону Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ дети-сироты и лица из их числа подлежат обеспечению жильем в форме предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [7].

На территории Приморского края, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением включены 7040 человек, из которых 5237 детей подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением ими возраста 18 лет, из них 2045 человек — в возрасте от 23 лет и старше [8].

В связи с этим представляется необходимым совершение следующих действий в масштабах регионального уровня: разработка и принятие специального нормативно-правого акта, определяющего механизм обеспечения сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности (пользовании) указанного круга лиц; усиление контроля за работой соответствующих органов по обеспечению сохранения закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за проведением капитального ремонта перед вселением, погашению задолженности по оплате коммунальных услуг и др.

Согласно с Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15 [9], жилье теперь будет предоставляться на пятилетний срок по безвозмездному договору найма с возможностью его продления в случае обнаружения обстоятельств, которые свидетельствуют о трудной жизненной ситуации нанимателя; по истечении срока данного договора жилье будет передаваться на условиях социального найма. Данная норма не позволяет продать, обменивать или приватизировать жилье минимум 5 лет, что способствует обеспечению сохранности жилья и нивелировке мошеннических намерений недобропорядочных граждан, которые обманным путем совершили сделки по приватизации и последующему отчуждению жилья [10, с.129].

В настоящее время отменен ограничительный возраст получения необходимого жилья. Новый порядок предоставляет сохранение права получения жилого помещения до фактического обеспечения такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста.

Еще одной немаловажной проблемой данной сферы является слабая разъяснительная работа по вопросам, касающихся реализации жилищных прав указанной категории лиц, относящаяся к обязанностям учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Довольно остро стоит проблема, касающаяся длительного неисполнения, в том числе и по решению суда обязательства по предоставлению объектов недвижимости для проживания детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Во многом, актуальность данной проблематики связана именно с отсутствием желания у «высших чинов» решать данные жилищные вопросы в силу отсутствия бюджетных средств государственной системы РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60746/

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Москва

11 июня 2017г.

В современном российском обществе остро стоят проблемы нестабильности брака, распространения внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей.

На конец 2015 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 482 000 человек. С одной стороны, это цифра  внушает оптимизм, так как по словам вице- премьера Голодец, за последние четыре года данная цифра снизилась в два раза[1].

Это связано в тем, что за последние годы государственная политика в интересах детей, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здравоохранения, организации детского отдыха, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.

С другой стороны, цифра по-прежнему остается высокой, ведь около  полумиллиона детей по- прежнему уязвимы в правовом и социальном плане.

Ю.В. Николаева справедливо отмечает, что проблема детей-сирот свидетельствует о бессилии государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами[2].

Тем временем, проблема детской безнадзорности и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности

Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним и важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Нормы международного и российского права подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[3].

Правовые институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимают особое место в семейном праве Российской Федерации. Формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен Раздел VI[4].

Кроме того, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя[5].

Именно в нормах данного Закона определен круг лиц, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-первых, это дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Во-вторых, это дети, оставшиеся без попечения родителей. В отличие от первой группы детей, ко второй относятся  лица в возрасте до 18 лет, которые остались  без попечения родителей по одной из следующих причин:

1.    в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

2. в связи с ограничением родителей в родительских правах;

3.в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограничено дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

4. в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит, помимо детей-сирот, также детей, имеющих родителей.

Настоящим законом установлены дополнительные (помимо тех, которые распространяются на всех детей) гарантии на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд и социальную защиту от безработицы.

Кроме того, в данном законе регламентировано, каким образом осуществляется судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10).

За защитой своих прав дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей,  а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Предусмотренные законом дополнительные гарантии играют важную роль для реализации в полном объеме детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прав, которые предусмотрены для несовершеннолетних.

Отметим, что дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Несмотря на достаточно подробную законодательную регламентацию правового статуса детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жизненное становление, социализация, подготовка к самостоятельной жизни и успешная интеграция в общество на современном этапе протекают достаточно тяжело.

Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери или отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Как правило, эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

При этом тяжелое экономическое положения невольно сокращает количество тех, кто готов это сделать. В особое тяжелое положение попадают дети, осиротевшие в подростковом возрасте, так как чаще всего они уже приобрели за годы жизни в семье асоциальные навыки, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение[6].

В доктрине под правовым статусом личности понимают совокупность прав лица, его обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Главным признаком ребенка как носителя специального правового статуса являются возрастные границы, которые обуславливают психофизические особенности несовершеннолетних и определяют специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности.

Специфика статуса ребенка определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие права не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих и государстве, в лице специальных органов и учреждений.

Общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка – система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением.

Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально- правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями.

С другой стороны, правовой статус детей, оставшихся без попечения  родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

Список литературы и источников

1.        Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 12.05.2017).

Источник: https://www.izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-yurisprudentsii-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/pravovoy-status-detey-sirot-i-detey-ostavshikhsya-bez-popecheniya-roditeley/

Тема 1. Правовое положение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью

Правовое положение детей оставшихся без попечения родителей

Правовые основы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Волгоград 2020

Напутствие

Стать родителем не сложно. Гораздо сложнее стать достойным примером.Причины стать замещающими родителями могут быть разными, но решение должно быть взвешенным и объективным, поскольку изменит жизнь семьи. И для того, чтобы изменения принесли радость каждой стороне, необходимо быть готовым к трудностям и обладать информацией о том, как справляться с неудачами и избегать рисков.

Органы опеки и попечительства предоставят необходимую информацию, помогут принять взвешенное решение. Но семья — это отдельное государство, со своей культурой, ценностями, обычаями и правилами, в которую придёт новый человек.

Помните о том, что для него это новый мир, новая планета. Целаявселенная, которую вы можете подарить ему безвозмездно.

Еще вчера у него была своя планета, а у вас своя… Только представьте, что происходит при столкновении двух планет…

 «Семейное воспитание для родителей есть, прежде всего, самовоспитание».

Н.К. Крупская

РАЗДЕЛ 1. КАК СТАТЬ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЕМ

Тема 1. Правовое положение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью

Действующим российским законодательством закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде: полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” статья 1).

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства (далее – ООиП) выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования[1].

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Семейный кодекс определяет лишь основные из них.

К объективным причинамотносятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Субъективные причины утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.

), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Нежеланиеможет объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится.

Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время.

Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин. Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей.

При наличии обстоятельств, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

 Смертьродителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда наступила смерть.

 При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными, утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу.

Лишение свободы родителя.Точкой отчёта – дата взятия под стражу.

Болезнь родителей. При помещении родителя на длительное лечение, утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение.

Хронический алкоголизм или наркомания. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем ООиПпо месту нахождения ребёнка.

После проверки, поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, [2]обязаны сообщить об этом ООиПпо месту фактического нахождения детей. ООиПв течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в трехдневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в ООиПпо месту нахождения данного учреждения.[3]

ООиПв течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания впоследующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Важной предпосылкой принятия ООиПмер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление.

Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц ООиП. Вместе с тем в целях оказания содействия ООиП в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать ООиП такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

 Данная обязанность рассматривается как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка.

ООиП поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях.

ООиП после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком[4].

 В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка).

Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

Источник: https://studopedia.ru/22_99642_tema--pravovoe-polozhenie-detey-sirot-i-deteyostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-i-osnovaniya-ih-ustroystva-na-vospitanie-v-semyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.