Категории детей оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Категории детей оставшихся без попечения родителей


Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.

1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением.

Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей.

Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям.

Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения.

Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям.

Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение.

В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс.

становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством.

К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия.

Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых.

На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития.

Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности.

Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу.

Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения.

Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3].

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием.

Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее.

В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк.

Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь.

В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения.

Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства.

Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях.

Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми.

Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  4. Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, социальное сиротство, родитель, Россия, попечение родителей, признание родителей, попечение государства, интернатное учреждение, реальная жизнь, самостоятельная жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61906/

Сироты и дети оставшиеся без попечения родителей: разница понятий, права и льготы

Категории детей оставшихся без попечения родителей

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало – социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html

Льготы сиротам

Категории детей оставшихся без попечения родителей

На 2019 год в России почти 50 тысяч детей-сирот, по данным Минпросвещения России. Государство обеспечивает их одеждой, питанием и жильем, канцтоварами, дает образование и отправляет в санатории и лагеря. Расскажу обо всех льготах и денежных выплатах, которые положены сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и молодым людям из их числа.

Вероника Нецова

разобралась со льготами

Дополнительные льготы также предоставляются и детям, которые остались без попечения родителей. Вот по каким причинам это бывает:

  1. Родителей лишили или ограничили в правах.
  2. Суд признал родителей отсутствующими, недееспособными или объявил умершими.
  3. Родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей из-за подозрения или обвинения в преступлении.
  4. Родители уклоняются от воспитания или от защиты прав и интересов детей.
  5. Родители отказываются взять детей из образовательных, медицинских и других организаций, которые оказывают социальные услуги.
  6. Если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

Еще льготы положены молодым людям 18—23 лет, если они потеряли родителей до своего совершеннолетия. Их называют лицами из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье по умолчанию я буду рассказывать о льготах, которые положены сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и молодым людям 18—23 лет из их числа.

Еще на дополнительные льготы от государства могут претендовать те, кто потерял единственного или обоих родителей в возрасте 18—23 лет, пока учился. Им положены не все льготы — только те, которые касаются обучения. О них расскажу ниже в разделе о преференциях в области образования.

Какие льготы полагаются сиротам по закону

Опекуны, усыновители, попечители и приемные семьи, в которых воспитывают сирот, имеют право на специальные выплаты.

Законодательная база. Льготы детям-сиротам регулируют федеральные и региональные нормативные акты. Федеральные действуют по всей России, региональные — только в том регионе, где местные власти их приняли.

Федеральные:

  1. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  2. Закон «О государственной социальной помощи».
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации», а именно статья 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».
  4. Закон «О занятости населения в Российской Федерации», а именно статья 34.1 «Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно статья 9 «Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца».
  6. Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а именно статья 12.1 «Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью».
  7. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
  8. Жилищный кодекс РФ, а именно статья 109.1 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Региональные акты в каждом регионе свои, поэтому их нужно смотреть в местном законодательстве. Льготы сиротам могут быть установлены в социальном кодексе региона или отдельном нормативном акте специально для этой категории.

Например, в Москве действуют следующие акты в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Государственные программы. В России действует федеральная целевая программа «Россия без сирот». Она рассчитана на 2013—2020 годы.

Региональные программы. Регионы тоже могут давать определенные преимущества сиротам, оставшимся без попечения родителей детям и лицам из их числа.

Например, в Омской и Кемеровской областях есть программы, которые готовят воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Эти программы принимаются на несколько лет. Местные власти указывают в них, сколько средств они выделили на помощь детям и что именно будут делать.

Заберите свое у государства!Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!

Еще сироты могут бесплатно ездить на городском и пригородном транспорте и один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы.

Размер выплат устанавливают власти региона.

Ежегодное пособие на покупку литературы выплачивают в размере трехмесячной государственной академической стипендии. В 2019 году ее размер для студентов сузов — 1704 Р, вузов — 4692 Р.

В Санкт-Петербурге размер государственной социальной стипендии — 2610 Р. Ежегодное пособие на покупку литературы и принадлежностей — 7830 Р, по данным на 2019 год.

Если во время обучения такие студенты берут отпуск, за ними сохраняют полное государственное обеспечение и выплачивают социальную стипендию в течение всего отпуска. Но эти льготы сохраняются, только если отпуск академический, по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет.

Если сирота берет отпуск по другой причине, он обеспечивает себя самостоятельно.

Процедура оформления. Льготы при поступлении, обучении и при выпуске из учебного заведения оформляют непосредственно в учебном заведении. Социальные стипендии и выплаты — в отделе соцзащиты, в МФЦ или на госуслугах в зависимости от региона.

Так, в Санкт-Петербурге на местном портале госуслуг можно оформить ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Чтобы поступить в вуз в пределах особой квоты или по преимущественному праву на подготовительные курсы за счет бюджета, понадобятся следующие документы:

  1. Заявление о приеме — заполняется на месте.
  2. Паспорт.
  3. Аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании.
  4. Документ, подтверждающий статус сироты, ребенка, оставшегося без попечительства родителей, или из их числа. Например, свидетельство о смерти или решение суда о лишении родительских прав.
  5. 2 фотографии.

Более подробный порядок назначения выплаты устанавливают органы местного самоуправления и учебные учреждения. Запросите в вузе список документов, которые нужны для подтверждения статуса сироты.

Для подтверждения статуса детей, оставшихся без попечения родителей, университет МИСиС запрашивает решение суда:

  1. о лишении родителей студента родительских прав;
  2. о признании родителей безвестно отсутствующими;
  3. об исключении сведений о матери и отце из актов записи о рождении;
  4. о принудительном лечении родителей в психиатрической лечебнице;
  5. о признании родителей студента умершими;
  6. о том, что родители в тюрьме.

Жилье предоставляют по специальному договору — договору найма специализированных жилых помещений. Он действует пять лет. Но его можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма.

Жилье по договору социального найма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать. Приватизировать жилье можно через пять лет после заключения договора соцнайма. Для этого нужно написать заявление в администрации.

Решение примут в течение двух месяцев.

Нормы площади в своем регионе можно найти в нормативах о найме жилья по договорам социального найма или специальным законам о предоставлении жилья сиротам.

Процедура оформления. Чтобы получить жилье по договору найма специализированных жилых помещений, сироте нужно встать на специальный учет. На него встают с 14 до 23 лет, но лучше сделать это сразу после получения паспорта.

Для этого нужно подать заявление на включение в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. За сирот возрастом до 18 лет его подает администрация специального учреждения (дома-интерната), попечитель или опекун. Сирота 18 лет и старше подает заявление самостоятельно в местную администрацию напрямую или через МФЦ.

Их предоставляют на уровне региона.

Сирота также может не платить за ЖКУ, если он собственник жилья и в данный момент находится в организациях для сирот и оставшихся без попечения родителей детей.

Еще он также может не платить за жилье, если в этом время воспитывается в семье или учится по очной форме и живет в общежитии от вуза или суза.

То же самое относится к случаю, если такие дети или члены их семьи, в которой они проживают, снимают жилье по договору социального найма.

В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.

Нормативы потребления коммунальных услуг различаются в зависимости от их вида и условий в доме. Например, нормы потребления воды на человека такие: холодной — 4,90 м³, горячей — 3,48 м³. Это если в доме централизованное водоснабжение и водоотведение, есть вся необходимая сантехника: унитазы, раковины и ванна или душ.

В общем, рассчитать размер компенсации за ЖКУ самостоятельно сложно и лучше доверить это дело властям.

Компенсацию рассчитывают в пределах нормативов. Например, на покупку ванны в зависимости от типа выделят от 12 725,5 Р до 13 940,64 Р, на полотенцесушитель — 1163,79 Р. И так по каждому предмету или виду ремонтных работ.

Процедура оформления. Оформить компенсацию можно в отделе социальной защиты населения или МФЦ. В Санкт-Петербурге — еще на местном портале госуслуг.

Если с заявлением все в порядке, квартиру сироты осмотрит специальная комиссия и решит, что именно в ней нужно отремонтировать или заменить. Комиссия составит специальный акт обследования жилого помещения и на его основе рассчитает компенсацию.

Необходимые документы различаются в зависимости от вида льготы и региона, который ее предоставляет.

Если заявление подает законный представитель, ему дополнительно понадобятся:

  1. Паспорт.
  2. Документ, который подтверждает его полномочия, например акт органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем.
  3. Свидетельство о рождении ребенка, если он младше 14 лет.

Еще сироты могут получать повышенное пособие по безработице, если до этого никогда не работали и встали на учет в центре впервые. Его размер — среднемесячная зарплата в регионе на дату регистрации в качестве безработного.

Так, в Москве сирота будет получать 86 733,1 Р в месяц, если его признали безработным в августе 2019 года.

Условия предоставления. Чтобы получать повышенное пособие по безработице, сироте нужно встать на учет в центре занятости и соблюсти важное условие — искать работу впервые и никогда до этого не работать. Если сирота уже где-то работал и у него есть трудовая книжка, повышенное пособие ему не положено.

Процедура оформления. Повышенное пособие по безработице, направление на обучение и соответствующую стипендию оформляют в центре занятости населения по месту жительства.

Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается по специальной формуле. Она зависит от трудового стажа родителей и региональной доплаты — ее платят, если социальная или страховая пенсия не дотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе.

Если сильно упростить, размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе.

Трудовую пенсию по потере кормильца назначают в случае, если родители сироты имели трудовой стаж. Это связано с тем, что размер пенсии рассчитывают на основе такого стажа. Если родители не работали, трудовую пенсию нельзя рассчитать. Вместо нее сироты могут оформить социальную пенсию.

Процедура оформления. Пенсию по потере кормильца назначает и выплачивает Пенсионный фонд России — обращаться за ней нужно в территориальное отделение по месту регистрации.

Дополнительно могут понадобиться следующие документы:

  1. Справка из учебного заведения, где обязательно должна быть информация о форме и сроке обучения.
  2. Если вам больше 18 лет, то лучше взять документы, которые подтверждают, что родитель вас содержал. Это могут быть чеки с переводом денег из банка, договор об оплате учебы и так далее.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели могут получить компенсацию стоимости путевки и проезда туда и обратно, если покупают путевки и оплачивают проезд детям самостоятельно.

Процедура оформления. Сироты получают медпомощь в государственных медучреждениях. Условия и порядок оформления путевок в лагеря и санатории, а также компенсации стоимости путевки определяют местные власти.

Например, в Санкт-Петербурге можно оформить компенсацию стоимости проезда к месту лечения или отдыха и обратно в отделе социальной защиты, в МФЦ или на местном портале госуслуг.

Необходимые документы требуются для предоставления некоторых медуслуг, например для бесплатного зубопротезирования или компенсации стоимости путевки и проезда в санаторий или лагерь.

Чтобы бесплатно поставить зубные протезы в Санкт-Петербурге, сироте нужно получить специальное направление. Его оформляют в отделе соцзащиты, МФЦ или на местном портале госуслуг.

Понадобятся оригиналы и копии перечисленных выше документов. Копии нужно приложить к заявлению.

Заявление на компенсацию подают в течение 6 месяцев со дня окончания поездки. А выплату предоставят в пределах специальных норм.

Выплаты для детей-сирот бывают федеральными и региональными. Вне зависимости от типа выплат их размеры устанавливают власти региона.

Вместо готового комплекта одежды, обуви и других необходимых предметов, которые выпускник получает после выпуска из спецучреждения, он может получить денежную компенсацию.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/guide/benefits-to-orphans/

Кто относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Категории детей оставшихся без попечения родителей

Кто относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей?

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

– лишены родительских прав,

– ограничены в родительских правах,

– признаны безвестно отсутствующими,

– признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

– находятся в лечебных учреждениях,

– объявлены умершими,

– отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

– находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

– отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

– и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

Кто относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России — это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей.

Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.

К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия “социальный сирота”: это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство — проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%).

Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%).

Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот.

Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную.

Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире [2, с.172].

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации.

У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм.

Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности.

Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы – профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть “канал поставки”, это будет бесконечный процесс [3, с.141].

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров.

Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях.

Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей.

Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака.

Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей [1, с.89]. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов.

Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации.

Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

Просмотров 8427

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-52672.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.