Качество оказываемых медицинских услуг

Содержание

Качество медицинских услуг и претензии пациентов

Качество оказываемых медицинских услуг

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, а также ст. 18 и 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ).

Одним из важнейших средств реализации названных прав является доступность и качество оказываемой медицинской помощи.

Под медицинской помощью законодатель подразумевает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ). При этом, в соответствии с п. 4 ст.

2 ФЗ № 323-ФЗ медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, понятие медицинская помощь более широкое и в него входят и медицинские услуги, поскольку последние являются составной частью медицинской помощи.

Это важно отметить, потому как, зачастую, законодатель определяет именно вопросы качества медицинской помощи, которые, исходя из резюмированного выше, также применимы и к термину медицинская услуга.

Характеристики качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи является очень важным средством реализации права на здоровье граждан, поскольку именно от него в значительной степени зависит результат медицинского вмешательства, и, как следствие, то, какое влияние на жизнь и здоровье человека окажет данное вмешательство.

В п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ качество медицинской помощи определяется, как совокупность характеристик, отражающих:

  • Своевременность оказания медицинской помощи. В сфере предоставления медицинских услуг вопросы, связанные со сроками оказания медицинской помощи регламентируются постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами, а также договором, заключенным между медицинской организацией и пациентом. При этом, данные сроки подразделяются на две группы:
    • сроки ожидания медицинской помощи;
    • сроки оказания непосредственно медицинской помощи.

      Так, сроки ожидания медицинской помощи, при оказании пациенту платной медицинской помощи, определяются соглашением между медицинской организацией и пациентом. В случае же оказания пациенту бесплатной медицинской помощи, сроки ожидания плановой медицинской помощи определяются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Средние сроки лечения по конкретным видам заболеваний устанавливаются Приказами Минздрава России, утверждающими стандарты медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). Однако, своевременность оказания медицинской помощи сводится не только к срокам ожидания и срокам оказания тех или иных медицинских услуг в составе медицинской помощи. Данный критерий отражает своевременность оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента, как то: своевременность проведенных диагностических исследований, своевременность постановки диагноза, своевременность проведённой операции, пр, то есть это некая актуальность произведенных действий имеющимся обстоятельствам.

  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи; Напомним нашим читателям, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются приказами Министерства здравоохранения РФ (ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). При этом, порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включают в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, а также иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарты же медицинской помощи разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз), медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания. Отметим также, что важнейшими источниками выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации являются клинические рекомендации (протоколы лечения), руководства, научные публикации, учебники, справочники и др., источники, которые представляют собой, так называемые, источники доказательной медицинской практики.
  • Степень достижения запланированного результата. Степень достижения цели оказания медицинской помощи должна устанавливаться применительно к каждому отдельному заболеванию, пациенту и обязательно с учетом исходного состояния здоровья последнего. Это имеет очень важное значение, поскольку, как правило, пациенты считают отсутствие достижения ожидаемого результата следствием некачественно оказанной медицинской помощи. В связи с этим, одной из наиболее распространенных причин возникновения претензий пациентов к медицинским работникам и медицинским организациям, исходя из существующей судебной практики, является несоответствие результата полученной медицинской помощи ожиданиям пациентов. Однако, следует отметить, что не достижение определенного ожидаемого результата оказания медицинской помощи само по себе не является основанием определения оказанной медицинской помощи как некачественной, поскольку является субъективным критерием. Так подтверждением тому служит судебное постановление, в соответствии с которым не достижение ожидаемого пациентом результата в условиях, когда работниками медицинской организации были предприняты все необходимые действия при оказании медицинской помощи и с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась по характеру обязательств и условиям договора, не является основанием для признания услуги оказанной с ненадлежащим качеством (Определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу № 33-11398).

Нормативно-правовая регламентация вопросов качества медицинской услуги

Исходя из рассмотренной выше нормы, установленной в п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ, следует вывод о том, что под качественной медицинской помощью необходимо понимать ту медицинскую помощь, которая была оказана своевременно, с применением правильного метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и при условии достижения удовлетворительной степени запланированного результата.

Более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от 22.01.

2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Подчеркнем, что право на качество медицинской помощи гарантируется пациентам как при получении платных, так и бесплатных медицинских услуг (что закреплено во всех упомянутых выше нормативных правовых актах).

Отдельно в отношении платных медицинских услуг ст. 27 Постановления Правительства РФ от 04.10.

2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» установлено, что их качество должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

При этом, в случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

А право на получение качественной медицинской услуги по программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подтверждается дополнительно в Федеральном законе от 29.11.

2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также в федеральной и территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/kachestvo-meditsinskikh-uslug-i-pretenzii-patsienta-/

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи

Качество оказываемых медицинских услуг

В соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165) приказываю:

1. Утвердить критерии оценки качества медицинской помощи согласно приложению.

2. Отменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 г. № 520н “Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный № 43170).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 422ан “Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38494).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2017 года.

Врио Министра Д.В. Костенников

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 мая 2017 г.

Регистрационный 46740

Приложение
к приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерации

от 10 мая 2017 г. № 203н

I. Общие положения

1.1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества) применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

1.3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

II. Критерии качества по условиям оказания медицинской помощи

2.1. Критерии качества в амбулаторных условиях:

а) ведение медицинской документации – медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях*(1), истории развития ребенка, индивидуальной карты беременной и родильницы (далее – амбулаторная карта):

заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой;

наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство*(2);

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи:

оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте;

в) установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;

[attention type=yellow]
г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
[/attention]

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента;

е) назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

ж) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (далее – клинические рекомендации):

оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в амбулаторной карте;

установление клинического диагноза в течение 10 дней с момента обращения;

проведение при затруднении установления клинического диагноза консилиума врачей*(3) с внесением соответствующей записи в амбулаторную карту с подписью заведующего амбулаторно-поликлиническим отделением медицинской организации;

з) внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;

и) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций;

к) назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком*(4):

оформление протокола решения врачебной комиссии медицинской организации;

внесение записи в амбулаторную карту при назначении лекарственных препаратов для медицинского применения и применении медицинских изделий по решению врачебной комиссии медицинской организации*(5);

л) проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке*(6);

м) осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке*(7) с соблюдением периодичности обследования и длительности диспансерного наблюдения;

н) проведение медицинских осмотров, диспансеризации в установленном порядке*(8), назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.

2.2. Критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара:

а) ведение медицинской документации – медицинской карты стационарного больного, истории родов, истории развития новорожденного (далее – стационарная карта):

заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой;

наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство*(9);

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (далее – профильное отделение) (дневном стационаре) или отделении (центре) анестезиологии-реанимации медицинской организации:

оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;

в) установление предварительного диагноза врачом приемного отделения или врачом профильного отделения (дневного стационара) или врачом отделения (центра) анестезиологии-реанимации медицинской организации не позднее 2 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию;

[attention type=yellow]
г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
[/attention]

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии);

е) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

ж) указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики;

з) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций:

установление клинического диагноза в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации;

установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления пациента в профильное отделение;

и) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром):

принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту*(10);

принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту*(10);

оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром);

к) проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) в течение 48 часов (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю, с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отделением (дневным стационаром);

л) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения:

проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;

проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента;

м) назначение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения*(11) и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(12), врачебной комиссией медицинской организации, с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту;

осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;

н) осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другую медицинскую организацию, имеющую оборудование в соответствии со стандартом оснащения и кадры в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, утвержденными соответствующими порядками оказания медицинской помощи по профилям или группам заболеваний, с принятием решения о переводе врачебной комиссией медицинской организации, из которой переводится пациент (с оформлением протокола и внесением в стационарную карту), и согласованием с руководителем медицинской организации, в которую переводится пациент;

о) проведение экспертизы временной нетрудоспобности в установленном порядке*(6);

п) проведение при летальном исходе патолого-анатомического вскрытия в установленном порядке*(13);

р) отсутствие расхождения клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза;

с) оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты с указанием клинического диагноза, данных обследования, результатов проведенного лечения и рекомендаций по дальнейшему лечению, обследованию и наблюдению, подписанной лечащим врачом, заведующим профильным отделением (дневным стационаром) и заверенной печатью медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами, выданной на руки пациенту (его законному представителю) в день выписки из медицинской организации.

III. Критерии качества по группам заболеваний (состояний)

3.1. Критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях

3.1.1. Критерии качества специализированной медицинской помощи детям при лихорадке без очага инфекции (коды по МКБ – 10: А49.8 – А49.9; R50.0 – R50.1)

3.1.2. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при вирусном гепатите без печеночной комы (коды по МКБ – 10: В15.9; В16.1; В16.9; В17.1; В17.2; В17.9; В19.9)

3.1.3. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при вирусном гепатите с печеночной комой (коды по МКБ – 10: В15.0; В16.0; В16.2)

3.1.4. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при геморрагической лихорадке с почечным синдромом (код по МКБ-10: А98.5)

3.1.5. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при кишечных инфекциях (коды по МКБ-10: А02.0; А02.2+; А02.8; А02.9; А03; А04; А05.0; А05.2; А05.3; А05.4; А05.8; А05.9; А08; А09)

3.1.6. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при болезни Лайма (код по МКБ-10: А69.2)

3.1.7. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при гриппе с другими проявлениями (коды по МКБ-10: J10.1; J10.8; J11.1; J11.8)

3.1.8. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при гриппе с пневмонией (коды по МКБ-10: J10.0; J11.0)

3.1.9. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при менингите (коды по МКБ-10: А39.0+; А87; G00; G01*; G02*; G03)

3.1.10. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при роже (код по МКБ-10: А46)

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71575880/

Качество медицинской помощи – это… Критерии качества медицинских услуг

Качество оказываемых медицинских услуг

Качество медицинской помощи должно опираться на предоставление медиками высокотехнологичной помощи, проведение профилактических мер, точной диагностики, добросовестного лечения с использованием современных технологий и продуктивную комфортную реабилитацию.

Общие компоненты и характеристики КМП

В литературе можно найти не одно определение этого понятия.

Во многих странах придерживаются определения ВОЗ, которое гласит, что качество медицинской помощи – это оптимальная для здоровья пациента медицинская помощь в соответствии с имеющимся уровнем медицинской науки, диагнозом больного, его возрастом, реакцией на лечение. Важно, чтобы при этом были использованы минимальные средства, минимизирован риск травмирования и осложнений, пациент должен быть удовлетворен результатом оказания помощи.

Определение Центрального НИИ здравоохранения МЗ РФ является более простым и понятным. Оно гласит, что качество медицинской помощи – это общая совокупность всех характеристик, которые подтверждают соответствие действий оказания медицинской помощи необходимым потребностям населения, современным технологиям, медицинской науке, ожиданиям пациента.

Стандарт медпомощи — это документ, в котором содержится определенный перечень необходимых к выполнению манипуляций при проведении лечения определенного заболевания или состояния.

Характеристики медицинской помощи

К характеристикам КМП относят:

  • Профессиональную компетенцию.
  • Результативность.
  • Доступность.
  • Межличностные взаимоотношения пациента и врача.
  • Непрерывность.
  • Эффективность.
  • Удобство.
  • Безопасность.
  • Удовлетворенность.

Под профессиональной компетенцией понимают наличие навыков и знаний медработников, а также вспомогательного состава, умение использовать их в работе, соответствуя стандартам, клиническому руководству, протоколам.

Плохая профессиональная компетенция выражается не только в малых отклонениях от стандартов, но и в грубейших ошибках, которые способны снизить результативность лечения, что может поставить под угрозу здоровье и даже жизнь человека.

Под доступностью медицинской помощи понимают то, что она не должна никак зависеть от таких критериев, как социальный статус, культура, организация.

Качество оказания медицинской помощи будет зависеть от результативности и эффективности применяемых технологий в области медицины. Чтобы оценить результативность, нужно ответить на 2 вопроса:
  1. Приведет ли назначенное врачом лечение к желаемому результату?
  2. Будет ли результат наилучшим в конкретных условиях, если применить назначенную врачом терапию?

Под межличностными взаимоотношениями понимают взаимоотношения между медработником и пациентом, медперсоналом и руководством, в целом системы здравоохранения и народом.

Эффективность определяют как соотношение затраченных ресурсов к полученному результату. Она является всегда понятием относительным, поэтому ее применяют для сравнения альтернативных решений.

Под непрерывностью понимают то, что пациент может получить всю необходимую медпомощь без задержек, перерывов, необоснованных повторов.

Контроль качества медицинской помощи обеспечивает такая характеристика, как безопасность. Под ней понимают сведение всех возможных рисков от побочного эффекта к минимуму при лечении, при диагностике.

Под удобством подразумевается чистота, комфорт, конфиденциальность в медучреждениях. Понятие удовлетворенность пациента включает в себя то, что система здравоохранения обязана соответствовать требованиям медработников, потребностям, ожиданиям пациента.

Обзор законодательства

К нормативным актам, которые регламентируют стандарт качества медицинской помощи, относятся:

  1. Федеральный закон, который называется «Об основах охраны граждан в РФ» №323.
  2. Федеральный закон под названием «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326.
  3. Приказ Минздрава («Об утверждении критериев оценки») №520н.

Федеральный закон № 323 содержит характеристики своевременности оказания медпомощи, правильность в выборе необходимого метода лечения, итог достигнутого результата лечения. Также данный закон содержит информацию об экспертизе качества медицинской помощи.

Федеральный закон № 326 призван регулировать процесс контроля КМП в медучреждениях. Там прописаны четкие правила, формы, условия и сроки предоставления медпомощи.

Закон распространяется только на государственные клиники, где пациент получает лечение в рамках программы ОМС.

В клиниках частного типа в основе взаимоотношений учреждения и пациента становится заключенный между ними индивидуальный договор.

Приказ Минздрава представляет собой нормативный акт, определяющий стандарты и критерии, которые используются при оценке качества медицинской помощи.

Медпомощь: качество и оценка

Этот вопрос регулирует Федеральный закон под названием «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326. Согласно ему для оценки КМП используют экспертизу, которая подразделяется на плановую и целевую.

Целевую экспертизу проводят в случаях:

  • Жалобы от пациента.
  • Осложнений течения болезни.
  • Непрогнозируемого летального исхода.
  • В отдельных индивидуальных случаях при повторном обращении больного с тем же диагнозом.

Что касается плановой экспертизы, то она проходит по ранее запланированному графику, который составляют заинтересованные организации – фонды ОМС. Данному виду оценки должны быть подвержены не менее 5% случаев предоставления медпомощи за весь отчетный период.

https://www.youtube.com/watch?v=srQi85o5ruM

Экспертизу качества медицинской помощи обязаны проводить только фонды и страховые организации ОМС. Выступая от их лица, экспертизу осуществляют эксперты, отвечающие профессиональным требованиям, которые регламентируются законодательством:

  • Стаж не менее 10 лет.
  • Высшее образование.
  • Аккредитация врача-эксперта.
  • Должность врача в конкретной необходимой области.

Врач-эксперт оценивает грамотность оформления медицинской документации, ее соответствие требованиям законодательства и возможное влияние на состояние пациента. Им рассматривается правильность постановки диагноза, сроки проведения лечения и конечный результат.

Управление КМП

Чтобы грамотно наладить работу системы здравоохранения, существуют специальные организации, которые оказывают медпомощь на основе обеспечения необходимых потребностей пациентов. Эти организации существуют на основе государственной программы гарантии оказания бесплатной медпомощи всем гражданам РФ.

Система контроля качества медицинской помощи основывается на принципах:

  • Непрерывность управления.
  • Использование достижений доказательной базы медицины.
  • Проведение экспертиз на основе разработанных медицинских стандартов.
  • Единство в подходах при проведении экспертиз.
  • Использование правовых и экономических методов.
  • Мониторинг системы управления КМП.
  • Анализ экономической эффективности, соотношение затрат с оптимальным уровнем КМП.
  • Изучение мнения населения по вопросам качества медпомощи.

Уровни ответственности

Качество медицинской помощи – это безопасность медицинской деятельности и контроль. Сейчас имеется 3 уровня контроля деятельности медучреждений:

  1. Государственный.
  2. Внутренний (в самом медучреждении).
  3. Ведомственный.

Такая система создана не для дублирования проверок, а для установления четких рамок ответственности за должное оказание медицинских услуг.

Государственный контроль направлен, главным образом, на лицензирование деятельности медицинских организаций и на проведение различных проверок соблюдения прав человека в сфере здравоохранения.

Кмп в хирургии

Данный вопрос регулируется приказом Минздрава России № 922н. Конкретный порядок оказания медицинской помощи по профилю хирургия распространяется на все медицинские учреждения. Она оказывается в следующих видах:

  1. Этап первичной медико-санитарной помощи.
  2. Специализированный автомобиль скорой помощи.

Медпомощь оказывается амбулаторно (условия, которые не предусматривают лечение и наблюдение врачами круглосуточно), на дневном стационаре (лечение и наблюдение только в дневное время), в стационарных условиях (наблюдение и лечение медперсоналом круглосуточно).

При первичном медико-санитарном оказании помощи проводятся мероприятия в целях профилактики, диагностики, лечения хирургических заболеваний, а также медицинская реабилитация, формирование ЗОЖ. Она включает в себя:

  • Доврачебную первичную помощь медико-санитарную.
  • Врачебную помощь первичную медико-санитарную.
  • Специализированную первичную медико-санитарную.

Первичная медико-санитарная помощь подразумевает такую форму оказания медицинских услуг, при которой специалисты лечат в дневном стационаре или в амбулаторных условиях. Обязанности доврачебной первичной помощи медико-санитарного характера выполняет медработник, образование которого должно быть не ниже среднего.

Что касается врачебной помощи медико-санитарной, то ее выполняют врачи-терапевты (участковые) или семейный врач. Если при осмотре этими специалистами выявились показания для обращения к врачу-хирургу, то они дают направление к нему.

При медико-санитарной первичной помощи специализированного характера врач-хирург проводит осмотр больного и выписывает лечение. Если этого недостаточно, то он направляет пациента в медицинскую организацию, которая специализируется по хирургическому профилю.

Автомобиль скорой помощи необходим, когда срочно требуется оперативное вмешательство. Он укомплектован фельдшерскими и врачебными бригадами на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 179 от 01.11.2004 г.

Если возникает необходимость эвакуации пациента при осмотре специалистами скорой помощи, то они выполняют ее в неотложной экстренной форме.

Бригадой скорой помощи человек с угрожающим для жизни состоянием доставляется в круглосуточное отделение анестезиологии, реанимации или хирургии.

После устранения угрожающих жизни пациента факторов его переводят в хирургическое отделение для дальнейшего оказания медпомощи. При необходимости врач-хирург привлекает других специалистов для проведения адекватного лечения.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю хирургия должен опираться на проведение точной диагностики, добросовестное лечение с использованием передовых технологий и продуктивную комфортную реабилитацию.

Плановая помощь в хирургии

Такая медпомощь должна оказываться в случаях проведения профилактических мероприятий. Они осуществляются только при несложных заболеваниях, которые не требуют экстренной помощи на данный момент и не несут угрозу здоровью и жизни пациента.

Для повышения качества медицинской помощи больные, у которых наблюдается нетипичное течение болезни, отсутствует положительный результат при лечении, нет окончательного диагноза, направляются в более высокотехнологичные медицинские организации.

Также пациенты, которые имеют конкретные медицинские показания, направляются на реабилитацию в санаторно-курортные комплексы.

Защита прав пациента

В сфере здравоохранения, к сожалению, до сих пор встречаются случаи навязывания платных услуг, недобросовестных врачей, финансовых потерь или нанесения вреда здоровью.

Здесь на сторону пациента становится закон “О защите прав потребителей медицинских услуг” №2300-1. В ст. 31 этого закона говорится, что на принятие мер по претензии отводится срок 10 дней, а отсчет начинается с даты поступления жалобы. В ст.

16 пишется, что положения договора, нарушающие права пациента, признаются утратившими силу.

Качество медицинской помощи – это адекватное предоставление добросовестных, удовлетворяющих население медицинских услуг. Пациент имеет право на:

  • Получение медицинской качественной помощи в полном объеме и в оговоренные сроки.
  • Ознакомление с полной информацией об исполнителе и предстоящих услугах.
  • Предоставление ему исчерпывающей информации, влияющей на качество оказываемых медуслуг.

Важно отметить, что нет разницы, на какой основе (платной или бесплатной) предоставляются услуги. Защита прав потребителя подразумевает обслуживание качественное и в полном объеме. Государством ведется контроль качества медицинской помощи.

Права пациента в случае недобросовестного предоставления медицинских услуг

В случае неграмотного выполнения услуг, которые не соответствуют заключенному договору или государственным нормативным актам, потребитель в праве потребовать снижения стоимости лечения, устранить имеющиеся недостатки путем долечивания, возместить затраты, расторгнуть договор с покрытием убытков, а также получить повторно предоставленные услуги.

Человек, который получил медицинское лечение с нарушениями законодательства, может написать обращение в Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Данные органы отвечают за соблюдение критериев качества медицинской помощи. Они обязаны провести в медучреждении, на которое поступила жалоба, проверку.

Источник: https://FB.ru/article/386148/kachestvo-meditsinskoy-pomoschi---eto-kriterii-kachestva-meditsinskih-uslug

К вопросу о понятии качества медицинских услуг

Качество оказываемых медицинских услуг

В данной статье проводится анализ понятий «медицинская услуга», «качество медицинской помощи», а также исследуется дефинитивный аппарат данных понятийных категорий в рамках действующего законодательства.

Выявлены основные причины затрудненного понимания критериев качества медицинской услуги в правоприменительной практике и проанализированы причины деструктивного отношения к понятию «безопасность» в контексте данной тематики.

Важными юридическими новеллами последних лет признано появление на уровне Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ-323) объемного дефинитивного аппарата, включающего определения таких понятий, как «качество медицинской помощи», «экспертиза качества медицинской помощи», «эксперт качества медицинской помощи», а также закрепление правил проведения указанной экспертизы.

Согласно п. 21 ст.

2 ФЗ-323 качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Следует подчеркнуть, что представленные законодательные характеристики не включают центральную технологическую часть процесса оказания медицинской помощи, а лишь её начальный и завершающий этапы [2].

Между тем важно не только сделать правильный выбор метода лечения (диагностики), но, что особенно значимо, само вмешательство выполнить без погрешностей (дефектов), соблюдая порядки и стандарты, а зачастую и обеспечить надлежащее выхаживание больного, от чего будет зависеть исход и степень удовлетворенности пациента.

Не случайно рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди основных критериев качества медицинской помощи называют наряду с квалификацией врача соблюдение им технологии диагностики и лечения, а также удовлетворенность пациента.

Аналогичное концептуальное положение было зафиксировано в решении Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ: качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента [3].

Поэтому отсутствие в ФЗ-323 прямого указания на необходимость оценки правильности выполнения медицинского вмешательства и степени удовлетворенности пациента затрудняет понимание критериев качества и правоприменительную практику.

Поэтому целесообразно соответствующее дополнение рассматриваемого пункта статьи 2 ФЗ-323 указанными критериями. Если обратиться к нормам, связанным с качеством медицинских услуг, то очевидно, что они не образуют логически стройную систему и не отражают специфики сферы медицины.

Анализ главы 39 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «Возмездное оказание услуг» и общих положений обязательственного права (часть 1 ГК РФ) приводит к выводу, что ГК РФ не предъявляет никаких специальных требований к субъектам, оказывающим услуги. Это порождает неясности в оценке качества услуг и ответственности исполнителя за некачественно оказанные услуги.

Ещё менее адаптированы указанные законодательные положения к медицинским услугам. Ответственность по договору возмездного оказания услуг регулируется общими нормами гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.

Вместе с тем в обязательственных правоотношениях о возмездном оказании медицинских услуг потребитель выступает чаще более слабой стороной в силу его меньшей осведомленности о состоянии своего организма, потребности в конкретных видах услуг, технологической стороне выполнения конкретной услуги, а значит, невозможности проконтролировать данный процесс [3].

Специальный закон «О защите прав потребителей» (далее — ЗоЗПП) дает лишь общие юридические требования к качеству услуг, в соответствии с которыми:

  • исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору;
  • при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется;
  • если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с этими требованиями (ст. 4).

Здесь наиболее ярко отражена слабая адаптированность данного закона к услугам медицинского характера, в отличие от отношений в сфере остальных услуг, розничной торговли и подрядных работ.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями лишь упоминают о качестве медицинских услуг (пункт 27), но каких-либо требований к качеству не содержат, поэтому в текстах договоров практически всегда отсутствуют требования к качеству [1]. Законодатель не включил в дефинитивный аппарат понятие «качество медицинской услуги», исходя из предположения о близости содержания медицинской помощи и услуг.

Согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ-323 медицинская помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Под медицинской услугой законодательно признано медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 ФЗ-323).

Таким образом, законодательная категория «медицинская услуга» совпадает с понятием «медицинская помощь» по целям, но отличается по объему, имея более узкое содержание. В то же время медицинские услуги зачастую рассматриваются в качестве вида взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированного соглашением (договором на оказание медицинской услуги).

Данные услуги обычно оказываются на платной основе, т.е. имеет место коммерческий характер медицинской деятельности. В то же время большая формальная определенность медицинской услуги дают каждой стороне договора гарантии, как соблюдения собственных прав, так и ответственности за нарушения принятых на себя обязательств [5].

Таким образом, отсутствие в дефинитивном аппарате ст. 2 ФЗ-323 отдельного понятия «качество медицинской услуги» можно объяснить тем, что медицинская услуга законодательно признана компонентом медицинской помощи.

На основе рекомендаций ВОЗ развёрнутое (полное) определение качества медицинской помощи может быть сформулировано следующим образом: качество медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворённость пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

Следовало бы нормативно ввести понятие «адекватное оказание медицинской помощи», что позволило бы полно и всесторонне оценивать действия медицинских работников, выявлять как объективные, так и субъективные причины, по которым принимались конкретные решения по оказанию медицинской помощи, установить причинно-следственную связь и сформировать правовую оценку процесса оказания медицинской помощи и его результатов.

Адекватное оказание медицинской помощи может иметь и положительный, и отрицательный результат, неблагоприятный исход, обусловленный независящими от врача обстоятельствами. Отрицательный результат обычно соотносится с понятием «недостаток услуги».

Исходя из определения «недостаток услуги», данного в Законе РФ «О защите прав потребителей», недостатком медицинской услуги следует считать несоответствие действий медицинской организации целям, для которых медицинская услуга обычно используется, или целям, о которых медицинская организация была поставлена в известность пациентом при заключении договора.

Очень обстоятельно, как представляется, подошёл к определению места безопасности в медицинской услуге А. В. Тихомиров.

Ученый указывает, что при оказании медицинских услуг, которые, помимо товарных характеристик, состоят в целенаправленном воздействии на здоровье в порядке оказания медицинской помощи, не очевидны не только границы безопасности, но и рубеж между безопасностью и качеством [6].

Иными словами, очень трудно разделить эти два понятия «качество медицинской услуги» и «безопасность медицинской услуги». Также А. В.

Тихомиров приходит к выводу, что понятие качества не применимо к медицинской помощи — медицинская помощь обладает только характеристикой безопасности, а в свою очередь медицинская услуга в товарной части (обслуживание) характеризуется как качеством (соотносимым с ценой), так и безопасностью [6].

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно утверждать, что медицинская услуга должна быть качественной, но она не всегда должна быть безопасной. Например, назначение онкологическому больному показанной химиотерапии может привести к тяжёлым последствия для здоровья пациента, но она является, безусловно показанной, хоть и небезопасной.

То же самое можно сказать и про различные оперативные вмешательства, которые несут в себе риск, то есть, строго говоря, не являются безопасными. Представленные положения, как законодательства Российской Федерации, так и научных работ, демонстрируют отсутствие в настоящее время единого подхода к определению безопасности медицинской услуги, а также соотнесения безопасности и качества.

Создавшееся положение негативно влияет, прежде всего, на результаты правоохранительной деятельности в рамках гражданского или уголовного производства [7].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее:

  • отсутствие в дефинитивном аппарате ст. 2 ФЗ-323 отдельного понятия «качество медицинской услуги» можно объяснить тем, что медицинская услуга законодательно признана компонентом медицинской помощи;
  • характер осуществления деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение пациентов от заболеваний, позволяет утверждать, что на данном этапе развития медицинской науки пока преждевременно применять термин «безопасность» в отношении медицинской услуги;
  • для исключения правовой неопределенности в вопросах толкования целого ряда юридических норм, использующих термин «безопасность», целесообразно законодательно закрепить, что медицинская услуга не всегда может обладать качествами безопасности в полной мере.

Источник: https://novainfo.ru/article/16260

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.