Изъятие ребенка

Содержание

За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Изъятие ребенка

Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания и воспитанию детей, предусмотренные законом.

Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт.

Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Проверки от органов опеки

Проверка состоит из ряда процедур:

  • обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  • беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  • проверка источников дохода;
  • медицинское обследование здоровья подопечных;
  • оценивают психологическое состояние объектов проверки.

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.

Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.

Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О.

, должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

На что обращает внимание опека

  • требует ли квартира ремонта или его наличие;
  • чистота в квартире;
  • внешний вид членов семьи;
  • наличие спальных мест для каждого в доме;
  • содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
  • присутствие домашних животных и насекомых;
  • в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  • физическое и моральное состояние малышей;
  • наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  • манера общения между близкими;
  • необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.

Если ребенка решили забрать

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  • поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  • проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  • выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  • при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  • следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Если ребенка не забрали

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение. Эти меры дают возможность устранить замечания и воспитанию малолетних.

Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.

Правовые последствия

В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.

Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска.

В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке.

Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

  • Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  • Статья 69. Лишение родительских прав;
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  • ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/za-chto-mogut-zabrat-rebenka-organy-opeki-prichiny-poriadok-posledstviia-5cd9c5fa0de4a600b3dadc58

Отобрание ребенка

Изъятие ребенка
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.

Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи.

Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей.

Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка.

Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент.

В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей.

По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/otobranie-rebenka.html

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

Изъятие ребенка

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угрозаребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направленына ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобранияребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенцииорганов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которыхнаходится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможностинаступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда егофизическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическимпотребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокаястепень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течениедлительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либооставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степеньопасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетомвозраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроектуорган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать всенеобходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологови т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахожденияребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальныйподход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, чтосейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органовопеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченныхпродуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствиеотдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п.

Немало примеров того, когдамалообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этиморганам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается имисамостоятельно.

А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Ктои по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основаниячасть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основеэтих норм заложена идея – спасти ребенка. Мерыпо немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применениевозможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Еслисмерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвестиотобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будетприсутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее времявопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет подсобой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаныс нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненнойситуации.

Рисксмерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под«несколько часов»?

Законопроектомпредполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждойконкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупностивсех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезноефизическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного временинаходящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Какродителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идето жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаютсятакие сроки.

Заявление об отобрании ребенкарассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение илиограничение родительских прав – это другой вопрос, который будетрассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом имможет быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные срокипроцессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следовсовершения преступления.

Почемусуд закрытый?

Разбирательствов закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли быприсутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативносказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так былатравмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечьразглашение информации о частной жизни.

Какможно будет оспорить решение суда?

Решения могут бытьобжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядкенадзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, судгорода федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалобаподается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Посколькусудебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспоритьрешение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любымпричинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенноеограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательстваи обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительствасамостоятельно, по их усмотрению, без учета мненияродителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованныхлиц.

Еслизаглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)былаустановлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишенияродительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленномотобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожуюпроцедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрениеопеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки можетпроизводиться только при участиипрокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смертьребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление можетпривести к неминуемой гибели ребенка.

Какбудут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные«превышения» и злоупотребленияполномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновникинарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовойответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результатенезаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишениесвободы до пяти лет.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49126/

�������������������������� ���� �������������������� ���������� ���� �������������� ���������� ���� ���������� ���������� ������

Изъятие ребенка

�������������������������� ������������ �������������������� ������������������������ �� ���������������� ���������������� ������������������ �������������� ���������� ���� ����������.

�������������� �������������� ���� ������������������ ������ �������� ���������� ���������� ������������ �� ���������������������������� ��������������, ���������� ���������� �������������������� ���������������� ���������������� ������������������.

�� ���������������������� ������������������ ������������������������ ���������������� ������������ ������������������ ���� �������������������������������� �������������������������������� �� �������������������������������� �������������������������� ������������ ������������ �� ������������������������ ���������������� �������������� ���� �������������������������������� �������������������������� �� �������������������������������� ���������� ��������������������������. ������ �������������������� ���������� ��������������������������, �������������������� ���������������������������� �������������������������� ���������������������� �� ���������������� ����������. ���� ������ ������������, ���� ���������������� ����������������, ������ �������������� �������������� ���������� ���� ���������� ������������ ���������������� �� ���������������� ��������������, �� ���� �� ��������������������������������, ������ ������������, ���������� �������������� ������������ ���������� �� ���������������������������� ���������������������������� ������������ ������������������������.

�������������������������� ������������ �������������������� ������������������������ ������ �������������� ������ ������������������ �� ������������ ���������������������� ������������������. ����������������, �������� �������������� ���� ������������ �������������������� ��������������.

“���� ���������������������� �������� �������������������� �������������� ������������������ �������������� ���������� ���� ���������� ������ ������������������������������ �������������������� ������������ �������������� ������ ������ �������������������� �������������� �� ���������������������������������� ����������������, – �������������� �������������� ���������� ����������������������. – �������� �������������������� ������������ ���������� �� ����������������������������, �������������� �� ����������, ������������������������ ��������������, ������������������������ �� ������������������, ������ ���������������� �������������������� �� ���������������� �� ��������������������������”.

���� ���� ������������, ����������������, ������ �������������� �������������� ��������������, ���������� �������� ������������������, ����������������, ���������������������������� ���������������� �� ������������������ ��������������, ������������ ������ ���������������������� ������������������������������������, �������������������� �������������� �� ������������������ �� �������� ����������������.

“�������������������� �� �������������� ���������� ������������������ ���� ������������ ��������������������: ���� ��������������������������, ��������������, ����������������, ����������������, ���������������������� ������, – �������������� ������.

– ���������� ������������������������ ���� ����������������, ���������� ������������ �������������� ������������������������������, �� �������������� ��������������������, ���������������� ���� ���������� ������������������ ���������� �� ���������������� �������������� �� ������������, �������� ������ ���������� ��������������������”.

������������, �������������� ���� ���������� ������ ���������������� �� ���������� �� ������������������ ����������������

������, ���� ������������������ ����, ������ ������ ���������������� ������������������ ���������� ������ ���������� ������������ ����������������, �� ������������, ���������� ������������ ����������, �� ���� ���������� ������ ���������� �������������� ���������� �������������������� ������ ��������������.

������������������

������������ ���������� �� ���������������������������� ������ ��������������, �������������������� ������������������ �� �������������������� �������������� �� �������������� ����������������, ������������ �������������������� ������ ������������������.

��������, ���� ���� ������������, ���������� ������������������ �������������������������� ��������������������, ���������������� ������ ���������������������� ���������������������������� �� ������.

������ �� ���������������� ������������������ ������������ ������������ �� ���������������������� ������ �������������������������� ���������������������� �������������������� �������������� �� ������������ ����������.

�� �������� ������������ �������� ������������������������ �� ���������������������� ������ ���������������������������� �� ���������������������� ��������, ������ �������������������������� �������������������� �������������������������������� ������������ ���������� �������������� ������ ������ ����������������.

����������������, ������������������������ �������������������� ������������������������ �������������������������� ��������������������������, �������������� �������������� �������������������� ������ ������������ ������������������ �� ������ ���� ������������������ ��������������.

������ ���������������� ������������������ ������������������������������.

������ ���������������������������� �������������� ���������������������������� ������������������������ ������������������ ���������������������� �������������� ������������������ �������������� – �������� ������������ �������� ���������������������� ������ ������������ �� �������������� �������������������� ����������.

��������������

���� ������������ ������������������ ������ ������������ ������������������ �� ������ ���� ������������������ �������������� ������������������������ �������������� ���������������� ������������������: ��������������, �� �������������� ������������������ ��������������, ������������ ���������������������������������� �� ���������� ������������ ������ ���������� ������ ����������������. ��������, �� ������������������, �������� ���� �������������������� ���������� ���� ����������������, ���������������������� ������ ������������������������������ ������������������������ �� ������������������������ �� ������������������ �� �������������������� ����������������. ����������������, �������������� �������������� ���������������������� ������������������ �� �������������������������������� �������������� �� �������������� ���������������������� �������������� ��������, ��������������, �������������������� ���������� ���� �������������� ���������������� �������� �������������������� ������ ���� �������������������� ���������� ������������ ������ ������������������. ���������������� �������������� ������������������ ������ �������������� ������������ ������������������������ �� ������������ �������������������� ������������ �� ������������ ����������������, ������������������ ����������������, �� ���������� �������� �������������������������� ������ ��������������������.

������������ – ����������

���������� – ����

���������������� ����������������������, ��������������:

�� ������������������, ���������������� ������������������������������ �������������� ���������� ���� ���������� ������������������������������ �������������� ���������� �� ���������������������������� �� �������� ���������� ������������������.

�������������������� ���������� ���������������� ������������ ���������� �� ����������������������������, ��������������, ������ �� ������������������������ �������������� ���������� ������������������, �� �������� ���������������������� ��������������, ���� �� ������������ ���������� �������� ����������������. �� ���������������� ����������. ���������������������� – ��������������. �� ����, ������ ������ ������������������������������ ������������ ������ �������������� ���������� ����������, �� �� ������������ �������������� ������ ����������, ������������ ���� ��������������.

���������� ����������������, ������ ������������������ ������ �������������� �������������� ���� ������ ���� �� ����������.

�������������������� ������������������ �� ������������������ ������������������������ ������������������ �� ���������� ���� ������������������.

��������������, ���������� �� ������������ ���������������� �������� �� �������� �������� �� �������������������� ������������������, �� ���� ����������, �������� �������� ������������ ���� ��������, �� ���� ������������������ ����������������.

�������������������� ���������� ������ ������������������ ������ ��������������: ���������������� ������������ �������� �������������������� �� ������������������������ ������������, �� ���������� ������������ ���������� ������ ���������������� ��������������.

�������������������������������� ���������������� ������������ ���������� �� ���������������� ������������ ���������������� ���������������������� ������������������ ��������������, ������������ �� ������������ ���� ������ ��������, �� ���������� ���������������������������� �������������������� �� �������� �� ������������ �������������������� ������������������ ��������������.

�������������������������� ������������������ ���������� ������������������������, �������� ���������������� ���������� �������� �� �������������������� ������������ �������������������� ������ ���������������� �� ������������������ ���������� ����������.

������������ ���������� �������������� ���� �������������� ���������������������������������������� ���������� ���� �������������� ������������ ��������������.

�� ��������������, ���� ���������� ���� ������ ���������������� �� ������������ ���������� �� ������������, ������ ������ �������� ����������������.

�� ���������� ������������ �������� ������ �������������������� �������������� �������������� ���������������� ������ ���������������� ���� ���������� ������������������������������ �� ����������.

���������� ����������������, ������ �������������������� ������ ���������������� ������������ ������������ �������� ������������ ���� ������������ ���������������� – ������������, ��������������, ���������� ������ ����������������������.

�������� ������������ ����������������, ���������������� ������������ �������� ����������������������.

���� ���������������� �������������������� �������������� ���������� �� ���������������������������� ���������������� �������������� �� �������������������� ��������������.

�� �������� ���������������� �� �������������������� �������������� �������� ���������������������� �� ���������� �������������������������������� ������������������������. ������������ ���������� ������������������ �� ������������ ������������������ ���������� ���������� ������������.

���������� – ������

�������������� ��������������, ������������������������ �������������� ������������������������ ���������� ������������������ ������������ “�������������� ����������”:

���������������������� ���������������� �� �� ���������� ���������������� ���� ������������������, ����������������, ���������� ���� �������������� ������������������������ ������������ ���������������� ���� ������������ ���������������� ������������������ ����������. ������������, ����, ������������ ������������������ �������������� �� ����������������.

�� ����������, ���� ���������� ������������, ���������������� ���� �� ������������������ ��������������, �� �� ������������������ ����������������������. ������������������ – �������� ���������������������� ������������������������.

���� �� ��������������������, �� ������������ �������� ������������������ ������������ ������ �������������������� ���� ��������������������������, �������������� ������������ ������ ���� ������������ ��������������, �� ������ ���� ���������������� ������������������ ������������������.

���� �������������� ���������������� �� ���������������� ������������ ������������������������ ������������ ������������ ���� ������������������ ������ ���� ��������, ������������ ������������������ ���� �������������� ������������ ������������ ���������� �������������������������� ���� ������������������ ������������������, �� ���� �� �������������������� �������� ������������������ ��������������������. �� ���������� ��������������, ������ ������������������ ��������������, �� ������������ ��������������, �������� �������������������������� ���������������� ������������������������ ��������, ���� ���������������� ������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/09/23/pravitelstvo-rf-podderzhalo-zakon-ob-iziatii-detej-iz-semi-cherez-sud.html

Изъятие детей из семьи

Изъятие ребенка

Пленум Верховного Суда РФ 14 ноября 2017 г. принял постановление № 44, в котором разъяснил ряд вопросов, касающихся ограничения и лишения родительских прав, отмены такого ограничения и восстановления в родительских правах, а также отобрания ребенка у родителей и опекунов при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Так, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ (СК РФ) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Верховный суд РФ (ВС РФ) в своем постановлении от 14 ноября 2017 г. пояснил, что может считаться непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, являющейся основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Такой угрозой может считаться ситуация, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (в том числе и бездействия) родителей либо опекунов.

Например: непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра.

При этом тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании ст 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Также пояснено, что указанная мера носит чрезвычайный характер, ее применение возможно лишь на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования.

Статья 69 СК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Пленум ВС РФ дал подробные разъяснения, касающиеся этих оснований.

В частности, отмечено, что лишение родительских прав применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ.

Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

В отношении такого основания, как «уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов», ВС РФ пояснил, в чем может заключаться уклонение от выполнения родительских обязанностей, какие обстоятельства свидетельствуют о злостном характере уклонения от уплаты алиментов. В качестве примеров таких обстоятельств названы: сокрытие родителем действительного размера заработка, сокрытие своего места нахождения.

Разъяснено, что понимать под злоупотреблением родительскими правами, также являющимся основанием для лишения родительских прав.

По мнению ВС РФ, злоупотреблением следует считать, например, создание препятствий к получению детьми общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность запрещенных организаций.

При этом не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности из-за стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В этом случае суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Отмечено, что ограничение или лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка. Поэтому при рассмотрении дела об ограничении или о лишении родительских прав суд решает также и вопрос о взыскании алиментов на ребенка. При этом не имеет значения, предъявлен ли такой иск.

Таким образом, в Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Источник: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/%D0%B8%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.